ИСТОРИЯ
История села Святково и его храма неразрывно связана и уходит корнями в глубокую древность — в XV-XVI век, исследование этого периода истории будет исследовано в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).
О древней истории этого села мы знаем исключительно по книге Добронравова Василиа Гавриловича (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. — 1897. — 588, VIII c.
Святково — старинная вотчина Плещеевых.
ПЛЕЩЕЕВСКИЙ ПЕРИОД (XV-XVII вв)
В 1500 г. половину села «делили меж себя Семён да Иван Александровы дети Плещеевы полсела Святково и Леханово тож на речке на Толоконке, а другая половина того села в вотчине ж эа дядею его за родным за Микифором Юрьевым Плещеевым, а в селе церковь Воздвижение Креста Господня деревяна клецки, а в церкви образа и книги и ризы и на колокольнице колокола и всё церковное строение вотчинниково, да в селе ж во дворе поп Анисим Григорьев да 3 двора вотчинников, да 3 двора задворных людей, да 2 двора бобылей».
По писцовым книгам 1637 — 1643 годов. село Святково значится старинной вотчиной стольника Плещеева; в селе тогда была церковь в честь Воздвижения Креста Господня «древяная клецки — строение вотчинниково», при церкви поп Онисим Григорьев.
В патриарших окладных книгах под 1644 г. отмечена «прибылою вновь» в селе Святкове церковь того же имени.
КОНЕЦ XVII ВЕКА — КАСИМОВСКИЙ ПЕРИОД
В переписных книгах 1678 г. Святково записано за Касимовским царевичем Васильем Араслановичем; ему же принадлежали деревни Лаврово и Обобурово; здесь были двор царевича, 4 двора крестьянских и 9 бобыльских, в них жило 28 крепостных душ муж. пола.
Василий Арсланович (Василий Арасланович) по данным Владимира Богуславского, приведённых на сайте hrono.ru
Василий Арасланович (Арсланович) (1624-1681), царевич Касимовский (до крещения Сеид-Бурган, по прозвищу Рес-Кичи), сын Касимовского царя Алп-Арслана Алеевича от брака с Фатимою-султан-бике из рода Шакуловых, правнук Сибирского царя Кучума.
Родился около 1624. После смерти отца Арслана (1626) был признан владетелем Касимова, но лишь с титулом царевича. В это время московское правительство поставило себе целью свести на нет власть исламского. правителя Касимова. Царевич находился под строгим надзором местных царских воевод.
В 1650 он вместе с другими 3 татарскими царевичами был вызван в Москву, 2 августа принят царём Алексеем Михайловичем и поднёс ему «сулею турскую». Царевичи были приведены к клятве на верность царю, а 19 августа государь «смотрел царевичей» (т. е. приехавших с ними татар) на Девичьем поле.
(Был крещён) и после крещения оставался лишь номинальным владетелем Касимова, послушным орудием Москвы в деле обрусения и просвещения христ. верой Мещерского края. После принятия православия В. А. почти не жил в Касимове, а находился всё время в Москве, участвуя во всех церемониях Двора и увеличивая его блеск своей призрачной импозантностью владетельного царск. вассала. На иерархич. лестнице он стоял выше не только самых именитых бояр, но и сибирских царевичей, уступая место лишь грузинскому царевичу (который тоже сыграл роль в истории Святково).
На приёмах иностр. послов он сидел «в ферезее золотной » по правую руку царя, подчеркивая своим присутствием могущество московского государя, у которого в числе придворных много всевозможных царевичей — его вассалов.
Умер около 1679, оставив от брака с некой Марией Никифоровной 6 сыновей: Михаила, Василия, Якова, Никифора, Ивана и Семёна, а также 2 дочерей: Евдокию (за М. К. Нарышкиным) и Домну (за кн. Ю. Я. Вилковым).
XVIII век — АРЦЫБАШЕВСКИЙ ПЕРИОД
В 1715 г. селом владел капитан Назар Иевлевич Арцыбашев, в 1692 году — стольник царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I. В 1734 г. бывшая в Святкове деревянная церковь за ветхостью была перестроена и в 1735 г. была освящена в честь Крестовоздвиженья Господня.
В 1788 г. церковь была перестроена еще раз и с того времени существовала до 1860 г. без перестройки.
В это время были выданы храмозданная и храмоосвятительная грамоты 1734 и 1735 годов, выданные на перестройку храма в Святкове, храмоосвятительная грамота 1788 г., выданная еп. Владимирским Виктором, которые хранились в Храме ещё в 1896 году.
План генерального межевания села Святково, 1770 год, источник ГАВО Ф. 417 Оп. 4 Д. 4649
XIX ВЕК . АФРОСИМОВСКИЙ ПЕРИОД.КНЯЗЬ ГРУЗИНСКИЙ. СОЗДАНИЕ КАМЕННОГО ХРАМА.
По данным на 1807 год село принадлежало Павлу Афанасьевичу Афросимову (Офросимову), а на 1830 год село- его сыну полковнику и кавалеру Константину Павловичу Афросимову.
Первая страница исповедной росписи прихожан Крестовоздвиженского храма в селе Святково за 1830 год.
в 1812 году как минимум 1 семья крестьян была переведена в Святково из их владений в деревне Лужки (Серпуховский район) На 1850 год село принадлежит князю Сергею Яковлевичу Грузинскому, потомку грузинского царя Вахтанга, именно он в 1859 году ходатайствует о постройки нового здания храма, вместо «обветшавшей» деревянной церкви. Строительство закончено в 1869 году.
По данным X народной ревизии 1858 года в с. Святково и дд. Лаврово и Абабурово 234 крестьянина и 7 «дворовых», 7 дворовых до 1861 года были проданы в Тульскую губернию Алексинского уезда в имение господина Новосильского.
В 1862 году была составлена Уставная грамота между крестьянами села Святкова и князем Грузинским, по данным грамоты, крестьянам Святково, Лаврово и Абабурово было представлено к пользованию 784 десятины земли, (на каждое хозяйство приходилось 3 десятины и 848 кв. сажени) которой крестьяне пользовались и до этого, при этом водопой и выгон был в пользовании крестьян. В Грамоте упоминается, что «хозяйство крестьян не ограничивается одним земледелием , а поддерживается преимущественно заработками от отхожих промыслов: плотничных, столярных и других работ», так как крестьяне и раньше были на оброке , в качестве платежей за выкуп надельной земли после отмены крепостного права был оставлен тот же оброк (ГАВО ф 180 оп 2 д 1737)
В 1859 году Святково принадлежит уже Сергею Яковлевичу Грузинскому.
Сергей Яковлевич Грузинский
Потомок грузинского царя Вахтанга, ходатайствовал и способствовал строительству кирпичного храма в Святково, жил в московских «Грузинах», продал часть жителей Святково Григорию Наумовичу Новосельскому в село Любиково Алексинского уезда Тульской губернии (фото с ресурса nobility.pro)
Письмо-ходатайство князя Грузинского о строительстве каменного храма, 1859 год. Оригинал (ГАВО ф 556 оп 1 д 1918) В письме от 21 августа 1859 года он пишет «При имении моем, состоящем Владимирской Губернии, Покровского уезда в селе Святково существующая деревянная Церковь приходит в ветхое положение, почему и желаю усердием крестьян и других доброхотных дателей соорудить в том селе вместо деревянной, каменную Церковь».
В это время пост священника занимает Алексей Романович Аббакумовский, пономарь Иван Благовицкий, дьячок Иван Благовещенский, церковные старосты Иван Иванов и Козьма Силуантьев Бардинин.
По данным клировых ведомостей, «в приходе села Святкова в 63 двора, в них 269 мужского и 300 женского пола душ крестьян разнопомещечьих». Контролировал строительство благочинный села Караваево Фёдор Тихомиров, а также известный архитектор и реставратор Артлебен, Николай Андреевич, строительство храма вела бригада каменщиков из старинного села Суромна во главе с Наумом Фёдоровичем Чапуриным. В 1869 году работы были закончены, новое здание выглядело так:
Церковь зданием каменная одно-придельная в длину с алтарем 10 саж., а в ширину 4 саж., покрыта железом и выкрашена краскою медянкою, а глава и крест обиты белым железом, внутри вся оштукатурена, пол в ней лещедочный; в окнах сделаны железные решетки, рамы сосновыя с полубелыми стеклами, Западныя двери деревянныя, обитыя железом с прочными замками, — таковыя же двери устроены с северной и южной стороны с внутренними запорами.
В связи с церковью находится каменная колокольня, покрытая железом и окрашенная краскою медянкою, а глава и крест на колокольне обиты белым железом. Под колокольнею устроены паперти с наружными деревянными дверьми и прочным замком. Вход на колокольню сделан из паперти.
По данным указанного архивного источника (ГАВО ф 556 оп 1 д 1918) на строительство Храма было потрачено 230 000 кирпичей на сумму 852 руб. 50 копеек серебром, 4245 пудов (70 тонн) извёстки на сумму 217 руб.25 коп, 14 решёток на окна (некоторые сохранились) на 212 руб 75 коп, 76 пудов и 14 с половиной фунта металла (1220 кг), 3 пуда (50 кг) гвоздей, листового железа для кровли 98 пудов и 5 фунтов на сумму 300 руб 80 коп (1600 кг), алебастру для обштукатурки стен внутри церкви 300 пудов на сумму 33 руб. (4,8 тонн), для покрытия пола использовалась «лещадка» — недорогая известковая плитка, которая частично сохранилась до сих пор.
Подрядчиком каменных, кровельных и штукатурных работ был Наум Фёдоров, который получил за работу 2200 рублей серебром, иконостас был изготовлен мещанином города Юрьев-Польский Иваном Фёдоровым, а «местные образа» написаны живописцем из Юрьев-Польского Николаем Петровичем Кокушкиным, который также украшал храм в селе Елох
Исследователь А.И. Скворцов в книге (Сохранение и реставрация культурного наследия Владимирской земли (неопр.). — Владимир: ВлГУ, 2017) отмечает оригинальность святковского храма в котором «органичное соединение нашли … формы Владимиро-Суздальской белокаменной архитектуры XII века и московского зодчества XVI-XVII веков».
Печать Святковского храма
Печать старосты Святковского сельского общества.
В 1861 году было отменено крепостное право, и между князем Грузинским и крестьянами с.Святково, деревень Лаврово и Абабурово была составлена Уставная грамота — документ, который описывал порядок и выкуп земельных наделов крестьян у помещика.
Крестьянам Святково, Лаврово и Абабурово было представлено к пользованию 784 десятины земли, (на каждое хозяйство приходилось 3 десятины и 848 кв. сажени) которой крестьяне пользовались и до этого, при этом водопой и выгон был в пользовании крестьян. В Грамоте упоминается, что «хозяйство крестьян не ограничивается одним земледелием , а поддерживается преимущественно заработками от отхожих промыслов: плотничных, столярных и других работ», так как крестьяне и раньше были на оброке , в качестве платежей за выкуп надельной земли после отмены крепостного права был оставлен тот же оброк (ГАВО ф 180 оп 2 д 1737)
Народа в Святково жило немного, приход был небогат, было время, когда священника не было вообще и в храме служил священник села Алексина, т. е. Храм становился приписным, так было, например, в 1891 году. Тем не менее, в 1894 году в Святково существовала школа грамоты, учащихся было 15 человек.
С ??? по 1912 год священником был Александр Соколов.
С 1913 по 1916 гг священником в Храме был Федор Васильевич Зяблицкий, он родился 5 мая 1886 г. в семье диакона села Зиновьева Покровского уезда Владимирской губернии.
9 июня 1910 г. окончил полный курс Владимирской духовной семинарии, с 25 сентября 1910 г. был учителем в Марьянской земской школе.
1 сентября 1912 г., по собственному желанию, переведен на ту же должность в Манышевскую земскую школу Кавказского уезда.
4 октября 1913 г. архиепископом Николаем Владимирским и Шуйским определен во священники в с. Святково Покровского уезда. 29 сентября 1916 г., вследствие закрытия прихода в селе Святкове, перемещен на ту же должность в село Корзино Ковровского уезда. 29 сентября 1916 г., в бытность свою приходским священником проходил должность законоучителя Святковской и Корзинской земских школ.
По собственному желанию, приказом протопресвитера военного и морского духовенства от 23 декабря 1916 г. назначен священником в 1-й Запорожский императрицы Екатерины полк. Прибыл в полк 11 февраля 1917 г.
С 11 по 26 февраля 1917 г. принимал участие в Персидском походе, находился под обстрелом неприятеля. Отец Федор был женат на дочери крестьянина, Ксении Львовне Морозовой, окончившей курс в Муромской женской гимназии (род. 14 января 1887 г.) и имел детей: сына Виктора (род. 2 марта 1914 г.) и дочь Нину (род. 27 ноября 1915 г.) (https://proza.ru/2016/06/23/1012)
XX ВЕК
В 1859 году в Святково жило 259 человек, часть людей продал в Тульскую губернию С.Я.Грузинский, падение населения началось ещё до революции, так, в 1905 году тут жили 192 человека, в 1926 году -143. Тем не менее, в 1929 году Святково ещё являлось центром Святковского сельского совета, с 1954 года сельсовет был перенесён в село Ельцыно, которое находится за 20 километров.
В 1928 году в Святковской церкви служил священник Стефан Преображенский, который признан святым Русской Православной церковью.
Подтверждение того, что в Святково служил святой Стефан Преображенский , именно оно указано адресом. (оригинал ГАВО ф 322 оп 1 д 173)
В церкви была разобрана на кирпич колокольня и трапезная, люди покинули Святково в 2000 году, основной причиной стало отсутствие дорог — сюда приходилось идти пешком 5 километров от остановки автобуса из деревни Мышлино,что находилась в соседнем районе.
Одной из причин такой судьбы Святково было то, что село занимало на карте положение между двумя районами, c 1929 года по 1944 год Святково и Лаврово граничили не просто с другим районом,а с другой областью: Петушинский район входил в состав Московской области. Рассказывают архивы
Р-3470 оп 1 д 9 стр 25 6 06 1929
О выходе из Иваново-Вознесенской области и присоединении к Московской области.
В виду того, что село Святково и вся плановая земельная площадь вклинилась в Московскую губернию, а также с восточной и западной границы примыкает к границам деревни Демнево и деревни Марково Московской губернии, а потому считаем необходимым присоединить нас к Московской губернии. На то же претендовали и жители деревни Новино.
На карте Московской области 1939 года — положение Святково между Московской и Ивановской областями
На фото: Святковская школа, ученики 1,2,3,4 класса, конец 1940-х годов, учительница….Петровна Фабричкова.
На фото:Рачкова Прасковья Михайловна с внуками Женей и Валей. Фото 1940 или 1941 года, на фото сзади видна панорама Святковской улицы, фотография предоставлена её потомком Анастасией Апаевой.
На фото — храм в 1975 году, фото из карточки объекта культурного наследия, заполненной в 1975 году
С 1960 годов, а, возможно, и с более раннего времени, Крестовоздвиженский храм использовался как склад для удобрений. Например, время, когда стал использоваться дом священника, а сам Храм — для зерноссыпки, удалось отследить с помощью работы в архивах:
Р-3470 оп 1 д 9 Там же стр. 68 Протокол от 1 июня 1929 года
Об использовании дома священника на культурные нужды Святковского сельского совета.
Общее собрание по большинству голосов считаем необходимым использовать дом священника на культурные и общественные нужды.
Общее собрание единогласно постановило открыть отделение о.п. (отделение почты? опорный пункт?) в селе Святково, бывший дом священника, размер 20Х12 аршин, крытый железом, вполне годный, при нём имеется дом, амбар и сарай.
Р-3470 оп 1 д 13 стр 13 Протокол №9 от декабря 1929 года
Общее собрание граждан деревни Новина Святковского сельского совета, на собрании присутствовало 23 человека. (стр 9 об)
Постановили
Заслушав информацию пре(седателя) сель(ского) совета Любимова общее собрание большинство голосов считает необходимым организовать семенной фонд совместно со Святковом вместе с другими селениями.
Склад с ссыпкой сделать в селе Святково в церкви предназначенные фонды как то: рожь и овёс. Выбрать раскладочную комиссию из следующих товарищей.
1.Член сельского совета Голубев А.Ф.
2.От комитета Соколова Д.В.
3. Соловьёв А.Я
Карточка и паспорт памятника истории и культуры, 1975 год.
В 2022 году в истории Храма и Святково началась новая страница — было вывезено более 10 тонн спресованных удобрений, 15 октября 2022 года проведён первый за почти 100 лет молебен.
Внутренний вид Храма до начала работ в мае 2022 года, фото Михаила Шевелёва.
Подготовка к первому молебну 15 октября 2022 года
РАЗЪЯСНЕНИЕ ФРЕСОК КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО ХРАМА СЕЛА СВЯТКОВО
О росписи Крестовоздвиженского храма с. Святково
Вся роспись любого храма — символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. Все росписи, соединенные в единую догматическую систему, представляют собой важнейшую часть православного храма и находятся в неразрывной связи с архитектурой и литургическим действием. И хотя вся роспись подчинена главной идее и регламентируется определёнными канонами, каждый храм всё же индивидуален, и вся система росписи может видоизменяться в связи с тем или иным посвящением храма.
В настоящее время в Крестовоздвиженском храме их осталось столь мало, что делать какие-то выводы об общей системе росписей бессмысленно, но всё же даже по тем немногочисленным сохранившимся элементам можно кое-что сказать определённо.
Итак, храм построен в 1861-69 гг. Часто бывало так, что новые церкви не расписывали несколько лет, а то и десятилетий.
Церковь в Святково однопрестольная, посвящена двунадесятому празднику Воздвижения Креста Господня. Это посвящение и определяло во многом росписи в храме. Поэтому в живописи преобладает тема Крестных страданий Спасителя. Главное место в храме — святой алтарь. Сейчас здесь частично сохранились росписи. Владимирский инженер-строитель О.О. Щёлоков, специалист по храмовой архитектуре, в 2007 г. сделал фотографии росписей в алтаре. Это был триптих.
На горнем месте изображение Господа Вседержителя на престоле. Здесь мы имеем иконографический тип «Аз есмь Свет миру». Сейчас эта фреска практически утрачена. Слева от неё изображение «Распятие Христа». Фреска «Распятие» сделана с гравюры директора Дрезденской картинной галереи Юлиуса фон Карольсфельда «Распятие Христа» из книги «Иллюстрированная Библия». Этими гравюрами пользовались многие артели иконописцев, переносящих их в цвете на стены православных церквей. Только, конечно, латинские титлы INRI писали по-славянски IНЦI. Например, одну из таких фресок с гравюры Карольсфельда удалось найти на фото в одном из сельских храмов в Тверской области. Она очень похожа на фреску в Святкове, только нет изображений распятых разбойников. Эта фреска в 2007 г. еще хорошо видна, а сейчас полностью осыпалась вместе со штукатуркой.
Справа от Вседержителя — сюжет «Снятие с Креста». Это почти точная копия росписи В. П. Верещагина (однофамилец известного художника-баталиста В.В. Верещагина) в храме Христа Спасителя в Москве. В Святкове данная фреска сохранилась плохо, но сюжет всё же пока еще можно рассмотреть.
На северной стене основного объёма сохранись фрагментарно две фрески. Изображение справа от дверей идентификации не подлежит. А вот фреска слева от дверей сохранилась довольно чётко. Но в определении лика святого у меня возникли сомнения, он походит на святого князя Александра Невского, но изображен не в воинских доспехах. Поэтому я отправил фото учёному – специалисту по русской иконописи профессору В.В. Лепахину.
Он как раз в юбилейном 2021 году, посвящённом Александру Невскому, занимался иконографией святого князя и делал научный доклад. В.В. Лепахин подтвердил, что такая иконография святого благоверного князя Александра Невского в то время была распространена. Мы видим, что в правой руке у князя крест, а левой он на что-то опирается, скорее всего, это меч. Исходя из логики и канонов храмовой росписи, можно предположить, что на северной стене изображены святые князья. Поэтому очень большая вероятность, что на второй фреске изображён святой равноапостольный князь Владимир. Это следует из того, что фреска с изображением Александра Невского дальше от алтаря, значит, на той фреске, что ближе к алтарю, должно быть изображение князя, который по житию хронологически был раньше Александра Невского. А таким является равноапостольный князь Владимир. Хотя это может быть (с меньшей долей вероятности) также кто-то из святых владимирских князей – Андрей Боголюбский или Георгий.
•
• На южной стене мы видим изображение двух святителей, то есть святых архиереев. Фреска справа от дверей (то есть дальше от алтаря, западнее) – это довольно прилично сохранившееся изображение святителя Феодосия Углицкого. Об этом нам говорит надпись над головой святого. Причём современный город Углич никакого отношения к святителю не имеет, это название украинского села в Винницкой области, а сам святитель из дворянского рода Полоницких-Углицких. Почему иконописец написал на иконе фамилию – непонятно, этого мастера никогда не делают. Феодосий был архиепископом в Чернигове, поэтому правильная надпись была бы «Святитель Феодосий Черниговский». Фреска слева (которая ближе к алтарю) трудно поддаётся идентификации, это тоже какой-то святитель в митре, скорее всего Николай чудотворец. Без его изображения не обходится ни один русский храм, это один из самых чтимых святых на Руси. К сожалению, надпись сверху едва видна и неразличима .
•
И ещё одни маленький, но важный штрих. Святитель Феодосий был канонизирован лишь в царствование императора Николая II в 1896 г. Значит, изображение этого святого никак не могло появиться раньше данной даты. Таким образом, мы с полной уверенностью можем атрибутировать росписи Крестовоздвиженского храма самым концом 19 или началом 20 века.
В общем, даже по остаткам росписей и их старым фотографиям видно, что они выполнены довольно искусно, в преобладавшем в то время академическом стиле.
Может быть, эти записи пригодятся тем, кто когда-нибудь будет заново расписывать Крестовоздвиженский храм, уже как мемориал воинам Отечества.
В. Дворников, краевед.
На фото: статья краеведа и журналиста Валерия Дворникова по истории села Святково, созданная по материалам наших исследований. Февраль 2023
О ТОМ КАК ИДЕЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЧАСОВНИ СВО БЫЛА ЗАЛОЖЕНА ЕЩЁ 120 ЛЕТ НАЗАД (текст от 4 мая 2024 года)
Сегодня разрешилась ещё одна тайна Святково, я всегда говорил, что все события, которые происходят вокруг таких мест, не могут быть случайными. Не могло так быть случайно, что мне в голову первым в России пришла идея, что тут будет часовня памяти солдат СВО, точно чем-то это было предопределено. Надо было только это увидеть.
Долгое время загадкой были фрески Святково, из 4 фигур сейчас видна 1 только, это Феодосий Углицкий, вот что пишет краевед В. Дворников:
Причём современный город Углич никакого отношения к святителю не имеет, это название украинского села в Винницкой области, а сам святитель из дворянского рода Полоницких-Углицких. Почему иконописец написал на иконе фамилию — непонятно, этого мастера никогда не делают. Феодосий был архиепископом в Чернигове, поэтому правильная надпись была бы «святитель Феодосий Черниговский».
То, кому посвящена следующая фреска, было загадкой, В. Дворников пишет:
Фреска слева (которая ближе к алтарю) трудно поддаётся идентификации, это тоже какой-то святитель в митре, скорее всего, Николай Чудотворец. Без его изображения не обходится ни один русский храм, это один из самых чтимых святых на Руси. К сожалению, надпись сверху едва видна и неразличима.
Однако найденная карточка объекта КН за 1975 год говорит о том, что это не Николай, это Иоанн Богослов, автор «Апокалипсиса Иоанна Богослова». Вот что пишет дальше В. Дворников.
На северной стене основного объёма сохранились фрагментарно две фрески. Изображение справа от дверей идентификации не подлежит. А вот фреска слева от дверей сохранилась довольно чётко.
Но в определении лика святого у меня возникли сомнения, он походит на святого князя Александра Невского, но изображён не в воинских доспехах. Поэтому я отправил фото учёному-специалисту по русской иконописи, профессору В. В. Лепахину. Он как раз в юбилейном 2021 году, посвящённом Александру Невскому, занимался иконографией святого князя и делал научный доклад. В. В. Лепахин подтвердил, что такая иконография святого благоверного князя Александра Невского в то время была распространена. Мы видим, что в правой руке у князя крест, а левой он на что-то опирается, скорее всего, это меч. Исходя из логики и канонов храмовой росписи, можно предположить, что на северной стене изображены святые князья. Поэтому очень большая вероятность, что на второй фреске изображён святой равноапостольный князь Владимир. Это следует из того, что фреска с изображением Александра Невского дальше от алтаря, значит, на той фреске, что ближе к алтарю, должно быть изображение князя, который по житию хронологически был раньше Александра Невского. А таким является равноапостольный КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. Хотя это может быть (с меньшей долей вероятности) также кто-то из святых владимирских князей — Андрей Боголюбский или Георгий.
Но это не Александр Невский —, а Фёдор Тирон.
Я про него ничего не знал, а между тем это святой патрон Венеции до Святого Марка (часовня Св. Марка сейчас строится в Марково), а в русских сказках он стал прообразом былины «Добрыня и Змей». Он тоже изображается с щитом и крестом.
Итак, из 4 фресок, нарисованных неизвестным автором, 1 автор «Апокалипсиса», 1 святой из Украины (из Чернигова) и 1, который изображается с щитом и крестом — Фёдор Тирон, но кто же 4-й?
Вот он, 4-й святой:
- По мнению Валерия Дворникова это Василий Парийский:
- ХВ! Здравствуйте! Двум ученым (из Москвы и Новгорода) проф. Лепахиным было послано фото фрески. Их мнение, что надпись читается так: Св. Преп. Еп. Василий Пар. Это значит, что изображен святой 8 века, Святитель (епископ) и исповедник Преподобный Василий Парийский. Последние три буквы я предполагал, что Цар, они пришли к выводу, что Пар. (сокращенно Парийский). О нём Вы можете сами почитать в сети. Почему выбор пал на изображение его и свт. Феодосия — наверное, мы никогда не узнаем. Я так думаю, что всё-таки это связано как-то с именами заказчиков, благодетелей (спонсоров). Напишу спасибо Валерий Владимировичу Лепахину за помощь. Я внимательно посмотрел надпись, по буквам с предлагаемыми мною сокращениями всё подходит. Он, правда, на этих фото без митры, но это не существенно, святитель Николай тоже изображается то в митре, то без митры. Добавлено 19 мая 2024 года. В октябре 2024 года Инспекция по охране объектов культурного наследия Владимирской области утвердила предмет охраны храма в Святково, им стал:
- Что является предметом охраны?Стилистическая характеристика: неорусский стиль.
- Градостроительные характеристики:- местоположение: на открытом незастроенном пространстве села Святково;-
- Силуэт: двухсветный кубический объем храма с полуциркульной апсидой;- композиционная значимость (роль) в структуре окружающей застройки: является доминирующей постройкой села;-
- Секторы и направления основных видовых раскрытий: свободное визуальное восприятие со всех сторон.
Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция (за исключением поздних пристроек): трехчастная симметрично-осевая композиция, вытянутая по оси восток-запад, включает в себя кубический двухсветный бесстолпный храм с полуциркульной апсидой; - Силуэт и форма крыши: основной объем храма – четырехскатная; апсида – полукупольная;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: углы квадратного объема храма обрамляют по три полуколонны на каждом, широкий ступенчатый венчающий карниз декорирован сухариками и ширинками;
- По центру северного и южного фасадов расположены входы в храм – порталы с арочными проемами; над ними массивные киоты для икон с наличниками, прорезающими карниз; окна арочные, узкие, с наличниками, располагаются по обеим сторонам от входа в нишах в двух уровнях; дверные порталы, оконные наличники второго света и наличники киотов имеют килевидное завершение; стены апсиды украшены сдвоенными пилястрами; — материалы,
- Виды обработки фасадной плоскости: побелка (покраска);- колористическое решение: фасады окрашены в белый цвет;- тип планировочной организации и планировочная структура внутренних помещений: анфиладный тип планировочной организации, помещения связаны между собой по продольной оси (восток-запад).
- Конструктивные элементы:- капитальные стены, столбы: глиняный кирпич на известковом растворе;- перекрытия: сводчатые: апсида – полусферический свод (конха); основной объем храма – вспарушенный свод;- проемы дверные и оконные: оконные и дверные проемы арочные с арочными перемычками;
- Заполнения оконных проемов: деревянные рамы с переплетами;- крыша: деревянная стропильная система; кровля металлическая, фальцевая.
- Историческая функция: объект религиозного назначения.
- 28 06 2023 Краевед Надежда Дубровина (г. Кольчугино), выпустила небольшую самиздат-книжку в серии «Задолго до Кольчугина» «О царевичах и дворянах села Святково», которая рассказывает об основных вехах истории села Святково. Скачать книгу можно по ССЫЛКЕ.